Большая часть представлений о Чечне, к сожалению, относится к области мифов. Не стала исключением в этой области и сложная система тайпового деления чеченского общества.
В начале 90-х гг. ХХ в., когда появились первые публикации о людях, десятилетиями находившихся в рабстве в горной Чечне, и преступных группировках, принесших в Москву и Петербург древние законы кровной мести, чеченцы в глазах многих стали представляться, как народ, живущий исключительно по варварским правилам и не признающий современных законов. Публиковались сомнительные публикации о традиционном доклассовом устройстве чеченского общества, из которых вытекало, что его основой едва ли не до сих пор являются род и племя.
Внесла свою лепту и война, которая, как известно, всегда самым серьезным образом трансформирует общество, разрушая сложившиеся в нем социальные связи и деформируя всю его традиционную структуру. Общество, прошедшее через мясорубку войны, распадается. При этом раздробленными оказываются не только тайпы, но и многие семьи. В полной мере это коснулось и чеченского общества. За десять лет военных действий чеченцы пережили массовый исход из Чечни – был момент, когда на территории республики оставалась всего треть ее довоенного населения.
Если смотреть на вещи реально, то тайпы Чечни ни в коем случае нельзя рассматривать, как аналог народов Дагестана, на базе представительства которых удалось выстроить вполне прочную структуру республиканского управления. Число тайпов гораздо больше. В отличие от этнической группы тайп – крайне размытая, архаичная и неформальная социальная категория, которая к тому же не способна иметь четкого представительства во властных структурах.
За годы катастрофы чеченское общество обратилось к древнейшим механизмам выживания – не к мифам о тайпах, а к живой традиции сельской общины. На уровне селений традиционная общественная структура действительно отчасти сохранилась. На войне, когда вставал вопрос о выживании и физической сохранности населенных пунктов, именно традиционные институты работали весьма эффективно, решая насущные проблемы. Однако переоценивать местную этническую специфику тоже ни в коем случае нельзя.
Вопросы, связанные с тайповым делением чеченского народа, остаются актуальными, как никогда. Кому-то интересны сомнительные публикации о традиционном доклассовом делении чеченцев. Но, к счастью, есть и те, кто стремится постичь истину. Именно ради них мы задали несколько интересующих пользователей сайта вопросов доктору исторических наук, доктору филологических наук, профессору Ибрагиму Юнусовичу Алироеву, занимающемуся исследованием вопросов, связанных с тайповым делением чеченцев.
Очень многих интересует происхождение тайпов с еврейскими корнями, места их проживания в Чечне, а также отношение к представителям этих тайпов.
Каково же мнение профессора И.Ю.Алироева по этим и другим вопросам?
«Сам вопрос о тайповом составе чеченцев – очень сложный. Исследователи Чечни выделяют 135-140 тайпов. Многие из них имеют древние корни, но есть и недавно образованные. При том происхождение этих тайпов – разное. Некоторые названия связаны с местом жительства, другие – с родом занятия. Что касается слияния некоторых тайпов с еврейским народом, то это соответствует действительности. Дело в том, что после разгрома Хазарского государства (а оно было еврейским) русским князем Святославом, в войске которого были и чеченские полки, евреи потоками двинулись в густо населенные места Северного Кавказа. Одни из них поселились в Дагестане (там они образовали свой отдельный этнос – таты), другие обосновались в Азербайджане, Чечне, Кабардино-Балкарии, Черкеске, где основным родом их деятельности стала торговля. До сих пор в некоторых городах этих республик есть еврейские улицы.
Вопрос о слиянии евреев с чеченскими племенами – не нов, но его никак нельзя считать устаревшим. Многие плоскостные племена имеют еврейские корни. Есть в Чечне и самостоятельный еврейский тайп (который так и называется), зоны компактного расселения которого находятся в Надтеречном районе и на Тереке. Члены этого тейпа уже давно ассимилировались и даже отрицают свое еврейское происхождение.
Возьмем какой-то конкретный тайп, имеющий еврейские корни. Например, дишни тайпа. Да, считается, что этот тайп имеет еврейское происхождение, но в то же время он имеет и другие корни. И однозначного указания на дишни тайта, как на еврейский тайп, быть не может.
Отвечая на вопрос о том, насколько сохранились тайповые институты в современной Чечне, Ибрагим Алироев сказал: «Должен заметить, что они играют достаточно серьезную роль и сегодня. В частности, в социальной жизни. Так, например, много «тайповых» злоупотреблений наблюдается при назначении на работу. Я считаю, что это – очень парадоксальное явление. Оно вредно, но в тоже время и полезно – с точки зрения взаимной поддержки. И эта взаимосвязь будет сохраняться достаточно долго».