Все чеченские тайпы входили в более крупные социально-экономическое и военно-политическое формирования, которое называлось тукхумом. Тукхумов было девять: Аьккхий, Маьлхий, Нохчмахкхой, Т1ерлой, Ч1антий, Ч1ебарлой, Шарой, Шуотой, Эрштой. Вместе они составляют чеченский народ. Г1алг1ай (ингуши) тоже относились к таким тукхумам, но позже отпочковались, как отдельный народ.
Чеченский тукхум – это союз определенной группы тайпов, не связанных между собой кровным родством, но объединившихся в более высокую ассоциацию для совместного решения общих задач - защиты от нападения противника и экономического обмена. Тукхум занимал определенную территорию, которая состояла из фактически заселенной им местности, а равно и окружающего района, где тайпы, входившие в тукхум, занимались охотой, скотоводством и земледелием. Каждый тукхум говорил на определенном диалекте одного и того же вайнахского языка.
Чеченский тукхум, в отличие от тайпа, не имел официального главы, равно как и своего военачальника (бяча). Таким образом, тукхум был не столько органом управления, сколько общественной организацией, тогда как тейп был необходимой и логической стадией прогресса в развитии идеи управления. Но возникновение союза тейпов (тукхумов) представлял собой так же несомненный прогресс, происходящей на одной и тоже территории как неуклонный процесс возникновения нации.
Совещательным органом тукхума был Совет Старейшин, который состоял из представителей всех тайпов, входивших в данный тукхум, на равных правах. Тукхумный совет созывался в случае необходимости для решения межтайповых споров и разногласий, для защиты интересов как отдельных тайпов, так и своего тукхума. Затем следовал Совет Страны, в котором вместе с родовой знатью тон задавали и служители божеств – жрецы. Тукхумный Совет имел право объявлять войну, заключать мир, вести переговоры с помощью своих и чужих послов, заключать союзы и разрывать их.
Тукхум, как показывает сам термин, не кровнородственный союз, а всего лишь братство. Он представляет собой естественное образование, выросшее из родовой организации. Это союз и (или) ассоциация нескольких тейпов одного и того же племени, сложившаяся для определенных целей. Но в Чечне есть и союзы кровнородственных родов, образовавшиеся путем сегментации одного начального рода, как например, чантийцы или терлоевцы. В состав телоевцев входят такие кровнородственные группы, именующие себя гарами или родами, как Боьшни, Б1авлой, Жерахой, Кхенахой, Мац1архой, Оьшний, Санахой, Шуьндий, Элтпхаьрхой, Ник1арой.
Из ста 135 тайпов, составлявших чеченское общество в середине XIX века, три четверти были объединены в девяти фратриях (союзах) следующим образом. В тукхум Аькхий входили такие тайпы, как Барчахой, Жевой, З1огой, Ноккхой, Пхьарчой, Пхьарчахой и Ваьпий, занимавшие, в основном, район восточной Чечни на границе с Дагестаном.
В Маьлхий входили: Б1аьстий, Б1енастхой, Италчхой, Камалхой, Кхоратхой. К1еганхой. Меший, Саканхой, Тератхой, Ч1архой, Эрхой и 1амлой, занимавшие юго-западный район Чечни на границе с Ингушетией.
В Нохчмахкхой объединялись такие крупные тайпы как Белг1той. Беной, Билтой, Гендергной, Г1ордалой, Гуной, Зандакъхой, Их1ирой, Ишхой, Курчалой, Сесанхой, Чермой, Ц1ентарой, Чартой, Эг1ашбатой, Энакхалой, Энганой, Шуоной, Ялхой и 1иларой, занимавшие, в основном, восточные и северо-восточные, а частично и центральные районы Чечни.
В Ч1ебарлой входили: Дай, Макажой, Садой. САндахой, Сиккхой и Сирхой.
В Шарой входили: Кинхой, Ригахой, Хихой. Хой, Хьакмадой, Шикъарой. Тайпы, входившие в Ч1еберлой и Шарой, занимали юго-восточную Чечню по реке шара-Аргун.
В Шуотой входили: Варандой, Вашандарой, Г1аттой, Келой, Маршой, Нижалой, Нихалой, Пхьамтой, Саьттой, Хьаккой, занимавшие центральную Чечню в долине реки Чанты-Аргун.
В Эрштхой вошли тайпы: Галой, Г1андалой, Г1арчой. Мержой. Мужахой и Ц1ечой, жившие на западе Чечни, в долине реки Нижнего Мартана (Фортанги). А все остальные тайпы чеченцев в этом районе объединились в кровно-родственные союзы. Так, например, Борзой, Буг1арой. Хилдехьарой, Доьрахой, Кхуокхадой, Хьарачой и Тумсой, жившие в верховье реки Чанты-Аргуна, объединились в союз Ч1антий, а такие как Никъарой, Оьшний, Шуьндий, Элтпхьархой и другие входили в Терлой. Были в Чечне и такие тайпы, которые не входили в тукхумы и жили самостоятельно, такие как Зурзакъхой, М1айстой, Пешхой, Садой.
Договорившись меж собой разрешать мирным путем возникающие противоречия и помогать друг другу в обороне от противника, тайпы объединялись в тукхумы, прежде всего, по территориальным признакам. Отдельные тайпы, как, например, Беной, Ц1ентарой, настолько увеличились, что даже забыли о своем первоначальном кровном родстве. Браки между беноевцами и ц1ентароевцами давно уже стали обычным явлением. По мере своего увеличения тот или иной тайп расчленялся на несколько родов, и гары прежнего рода в этом случае становились самостоятельными родами, а первоначальный род продолжал существовать уже как тукхум – союз родов.
Тайп считается той основной ячейкой, откуда любой чеченец исчисляет свои первоначальные кровнородственные отношения и связи по отцовской линии. Когда чеченцы хотят подчеркнуть отсутствие родства у какого-нибудь человека, то обычно говорят: «Цу стеган тайп а, тукхум а дац» (У этого человека нет ни рода ни племени).
Чеченский тайп – это также группа людей или семейств, выросших на основе производственных отношений. Его члены, пользуясь одинаковыми личными правами, связаны между собой кровным родством по отцовской линии. Свобода, равенство и братство, хотя никем не были сформулированы, здесь также составляли главное начало тайпа –основы всей организации чеченского общества. Но чеченский тайп после XVI века уже не был архаическим родом. Этот период был периодом его заката, проявлением его внутренних противоречий, разложением казавшихся до сих пор незыблемыми форм, вытекавших из первоначальных правовых принципов тайпизма, которые раньше цементировали тайповый строй и искусственно сдерживали его разложение. Старые формы и тайповые принципы вступали в противоречие с теми социально-имущественными сдвигами, которые возрастали внутри отдельных тайповых ячеек.
Была важная причина внешнего характера, которая сохраняла в силе «старое право» и «гармонировала» его с новыми сдвигами. А именно: малочисленные чеченские тайпы жили в окружении более сильных соседей (грузин, кабардинцев, кумыков) феодальная знать которых постоянно посягала на их вольность. Этот внешний фактор и отсутствие у чеченцев сложившихся форм государственности сильно влияло на сплочение тайпов перед лицом внешней опасности.
Итак, тайп в понятии чеченцев – патриархальная, экзогамная группа людей, происходящих от одного общего предка. Известны четыре термина, служившие для обозначения боковых ветвей, сегментировавшихся от тайпа, и употреблявшихся у чеченцев с незапамятных времен для обозначения крупных родственных групп, которые представляют собой определенное общественное, территориальное и, прежде всего, кровнородственное единство: ваьр, гар, некъий, ц1а. Только первый из них – ваьр – многозначен, и, наряду с остальными терминами, означает кровнородственную группу людей, причем более точно определяет понятие род – тайп.
Как уже отмечалось выше, тайпов в Чечне насчитывалось около 135. Из них более 20 не были коренными, образовавшимися от представителей других народов, но они уже давно и прочно вошли в чеченское общество. Одни из них шли в страну вайнахов сами, в поисках удобных земель, а других приводили сюда сложившиеся исторические обстоятельства. Они вынуждены были перенять чужой язык, обычаи и верования и, разумеется, не имели ни тайповых гор, ни общинных земель, ни каменных склепов. Но, по примеру аборигенов этого края, они сплотились в кровные родства, оказывали друг другу помощь, объявляли кровную месть за убийство своих.
Следует отметить, что происходил и обратный процесс. Например, такие ингушские фамилии как Ахриевы, Льяновы, Боровы происходят из чеченского рода дышнинцев. Дарцыговы, Бузуртановы и Хаутиевы – из терлоевцев. В XVII веке тайп представлял собой совокупность родственных групп, происходящих от одного предка и соподчиненных между собой в соответствии с делением на прямую и боковые линии родства.
Чеченский гар – группа семей, больших или малых, образовавшихся в результате разрастания и сегментация патриархально-тайповой общины, сохраняющая в той или иной форме хозяйственное, общественное и идеологическое единство и носящая общее наименование, образованное от собственного имени главы разделившейся семьи. По мере разложения, тайп распадался на две или более части – гары и каждый из этих гаров с течением времени составлял самостоятельный тайп.
Чтобы подтвердить свою принадлежность к аборигенам Чечни, каждый чеченец должен был помнить имена не менее 12 имен своих прямых предков. Но, назвав мифическое имя своего первого предка (родоначальника тайпа) Ч1инхо или Т1ерло, он невольно пропускал неизвестное множество имен следующих за ним лиц и называл своего реального ближайшего предка, который в лучшем случае являлся главой некъий.
Старейшины и вожаки не всегда обладали недоступными замками, не украшали свои выезды фамильными гербами. Они не гарцевали в сверкающих доспехах, не бились на романтических турнирах. Подражая тайповой демократии в обществе, они ничем не отличались от мирных крестьян: водили по горам отары овец, пахали и сеяли сами. Но высокие понятия чести, равенства и братства между всеми членами тайповой общины перешли в новый этап на ореоле прежней чистоты и благородства в модернизированной форме. Формально и теперь старейшины продолжали славить высокую честь и благородство, твердить о равенстве и братстве.
В основном, вайнахи очень настороженно и чутко относились ко всяким попыткам поползновения к зарождению феодальной власти и общими усилиями в корне пресекали их. Об этом свидетельствует богатейший фольклорный материал и обычай байтал вайкхар (раскулачивание), бытовавший у чеченцев и очень редко встречавшийся у других народов. И все же процесс разложения тайповой общины явственно прослеживается еще с позднего средневековья (XIII-XIV вв.).
Экономической основой тайпа было земледелие, скотоводство, охота. Скот явился тем базисом, который определял специфические особенности чеченского тейпа того периода. Поля и усадьбы также являлись важной частью тайпового имущества. Земледелием чеченцы занимались с древнейших времен. Еще в начале XVII века качкалыковские чеченцы имели богатые виноградники, сеяли пшеницу, просо, ячмень, позже стали возделывать кукурузу.
Майсты, и вообще Средне-Аргунский район Чечни, славился своими прекрасными лекарями, которые не только хорошо лечили раны, но и делали ампутацию органов и даже трепанацию черепа. Еще задолго до появления русских на Кавказе им были известны прививки от оспы. Майстинцы славились и как искусные строители жилых и боевых башен. Кроме того, они славились и как знатоки адата – тайпового права. Именно сюда, в Майсты, который в силу своего географического положения был хорошо защищен от нападения врагов, съезжались старейшины тайпов на совещания, для обсуждения адато-тайповых вопросов.
Чеченский этнограф Умалат Лаудаев в XIX веке писал по этому поводу: «… Старейшины всех окрестных фамилий стали съезжаться для совещания о прекращении беспорядков в стране. На совете ими определялось, какое возмездие должно быть за различные преступления. Старики возвращались домой, устно передавали постановления и заставляли клясться, свято исполнять их». Из таких определений, на таких советах и слагался у чеченцев адат – право. Местом где еще обсуждались вопросы общечеченского адата, была и гора Кхеташ-Корта, возле аула Ц1ентарой. Но это было уже значительно позже.
Адат – это обычное право, созданное на основе экономики и быта оседло-земледельческих и скотоводческих племен. Адат затрагивает вопросы, непосредственно соприкасающиеся с бытом. Сюда относятся уголовные, семейные и наследственные вопросы. Таким образом, тайп характеризуется правами, привилегиями и обязанностями, предоставленными и возложенными на его членов и соответствующими в совокупности правовому институту тайпизма.
Основных общественно обязательных принципов, устанавливаемых правовым институтом тайпизма для своих сородичей и обществ, 23:
1. Единство и незыблемость тайповых отношений для каждого сородича тайпа;
2. Право на общинное землевладение;
3. Объявление всем тайпом кровной мести другому тайпу за убийство и общественную дискредитацию членов данного тайпа;
4. Безусловное запрещение брака между членами одного тайпа;
5. Коллективная взаимопомощь;
6. Общий траур;
7. Избрание предводителя тайпа;
8. Единый Совет Старейшин;
9. Выбор предводителя (бячи) в случае войны;
10. Выборность Совета Старейшин, не зависимо от имущественного ценза;
11. Открытость заседаний Совета Старейшин;
12. Равные права всех членов Совета Старейшин;
13. Право тайпа смещать своих представителей;
14. Права женщин защищались их родственниками-мужчинами;
15. Право на усыновление посторонних лиц – принятие в состав тайпа;
16. Переход имущества умершего к членам тайпа;
17. Каждый тайп имеет свое определенное имя, идущее от родоначаьника;
18. Тайп имеет свою определенную территорию и свою родовую гору;
19. Тайпу принадлежит родовая башня или иное удобное для обороны естественное или искусственное сооружение, типа крепости, пещеры или неприступной скалы;
20. Тайпв прошлом имел свое божество;
21. Тайп имел свои специфические праздники, свои особенности в обрядах, обычаях и привычках;
22. Тайп имел отдельное родовое кладбище;
23. Обязательным было тайповое гостеприимство.
Институт тайпизма в советские времена претерпел коренные изменения. Сказались не только целенаправленные усилия по борьбе непосредственно с тайпизмом под лозунгами борьбы с пережитками прошлого, но и изменившиеся социально-экономические условия.
В республике появляются промышленные предприятия, возникают города – Грозный, Гудермес, Аргун, Малгобек, Урус-Мартан, Шали, крупные рабочие поселки – Карабулак, Чири-Юрт, Новогрозный, Гарагорск и др. Жители – смешанное население, и ни о каких тайповых различиях здесь не могло быть и речи. Тайповая принадлежность здесь вспоминалась как экзотика, как давно и безвозвратно ушедшее.
О тайповых принадлежностях вспомнили лишь после распада СССР и установления в республике беззакония, когда каждый пытался сам защитить себя. Начиная с 1990 года, в Чеченской Республике представители многих тайпов начали созывать свои съезды, создавать неформальные общественные структуры управления, создавать родовые (тайповые) фонды. Такое разделение народа имели крайне негативные последствия для формирования республиканских органов власти, ибо выдвижение проходило не по принципу компетентности и деловым качествам, а по тайповой принадлежности.
Лишь сильная центральная власть способна восстановить в республике законность и правопорядок, обеспечить народу соответствующе представительство в различных органах государственной власти.