Мифы о парандже • «И они там все в парандже ходят…»
Первый миф заключается в неправильном словоупотреблении. Но я все же надеюсь, что любой образованный и более-менее начитанный человек знает, что параджда – это просто вид женской одежды, традиционный для Средней Азии. Печально, что этого не потрудились выяснить те, кто пишут речи для Саркози, так что звучит все так, будто французский президент воюет с совершенно конкретными балахонами.
Одежду, которую носит мусульманка, принято называть арабским словом хиджаб (букв. «покрытие»).
• «Хиджаб – одежда мусульманской женщины».
Второй миф заключается в путанице понятий. Одежда мусульманской женщины это просто одежда мусульманской женщины. Хиджаб - это принцип. Причем принцип даже не конкретно одежды, а в целом –соблюдения достоинства внешнего вида и манер. Чтобы соответствовать ему, одежда должна скрывать все тело, кроме лица и кистей рук, не быть прозрачной и обтягивающей. Женщина не должна блестеть и звенеть множеством украшений, от нее не должно за три метра пахнуть духами, она не должна быть ярко накрашенной, громко кричать, нежно сюсюкать, строить глазки – в общем, избегать всего того, что привлекает чрезмерное внимание.
При этом соблюсти принцип хиджаба можно, абсолютно ничего на себя не надевая. Пример: звонок в дверь - на пороге мужчина - женщина, при отсутствии практической необходимости открыть, разговаривает с ним из-за двери.
Что касается закрытия лица, то на нем настаивают лишь некоторые исламские ученые, основываясь на их собственном понимании соответствующих аятов Корана и хадисов. Просто альтернативное мнение. Это другой принцип, называется он никаб, но это уже из несколько другой оперы.
• «Отец/муж заставляет женщину носить платок».
Насильственно одетые «в паранджу» женщины – вообще тема провокационная, благодатная для спекуляций и переливаний из пустого в порожнее. В конечном итоге все упирается в противостояние двух мировоззрений – религиозного и не очень. А здесь, как правило, очень сложно быть «на одной волне».
Тем не менее я скажу главный аргумент в пользу хиджаба: так велел Бог. Точка и аминь.
Родители же имеют естественное право воспитывать ребенка в соответствии с собственными представлениями о соблюдении религиозных предписаний, морали и нравственности. Разумеется, это относится к периоду детства и отрочества, и когда ребенок станет самостоятельным, то сам будет выбирать, что ему делать. Требование носить хиджаб в данном случае равносильно (для нашей культуры) требованию не курить, не возвращаться домой после 10, не ходить в вызывающем мини.
Что касается требования мужа к жене… То я здесь, если честно, не очень понимаю, куда смотрел такой муж в период до женитьбы. Возможен, конечно, вариант резкого повышения уровня религиозности у мужа и отсутствие оного у жены. Но тогда в этом нет ничего ужасного. Люди, собравшиеся прожить друг с другом всю жизнь, вправе требовать друг от друга того уровня целомудрия и прочих качеств, которые бы дали им возможность прожить друг с другом всю жизнь (извиняюсь за тавтологию).
Я считаю, что заставить взрослого человека против воли соблюдать то или иное религиозное предписание – в принципе нереально. Ну будет женщина носить платок на полголовы и при случае снимать – сам принцип-то здесь причем? Это совершенно конкретный конфликт конкретной женщины и ее родственников/окружения. Предметом его может послужить что угодно другое.
Поэтому мне не понятна истерия правозащитников по этому поводу. Их требования «снять паранджу с женщин Востока» так же нелепы, как если бы группа нудистов на пляже в рупор призывала отдыхающих избавиться от предрассудков и снять с себя эти вульгарные купальные костюмы.
• «Хиджаб унижает женщину, ограничивает ее свободу, отрывает от общественной жизни, не позволяет ей самоопределиться».
Насчет первой части фразы – см. главный аргумент в пользу хиджаба. Я искренне не понимаю, как сознательное соблюдение того или иного религиозного предписания может унижать человека.
Все разговоры о свободе кажутся мне демагогией, ибо упираются личное понимание этого понятия. Но что бы там ни думали о необходимой демократичности и социальных свободах разные люди, в конечном счете соблюдение религиозных норм – на совести каждого. Однажды в аэропорту ко мне подошла иранка и, заломив руки, попросила поделиться платочком. Ясное дело, что в данном случае девушка стремилась соблюсти отнюдь не хиджаб, а дресс-код своей страны.
Что касается самореализации, то препятствия для нормального выполнения социальных функция мусульманкам создает не религия, а правительства некоторых особо демократичных стран по причинам сугубо политическим (Франция, Турция, Алжир, да и в Египте кое-что есть, к сожалению). Вообще же, что касается общественной жизни и досуга, то в хиджабе можно делать практически все то же самое, что и без: в том числе бегать по утрам, плавать, играть в бадминтон и ездить на велосипеде.
• «Они все такие страшные в этих замотках…»
Отбросим вкусовщину и личные эстетические предпочтения каждого – ведь кому-то все восточные женщины кажутся страшными, а кому-то, наоборот, красавицами. По моим личным наблюдениям процент толстых, неухоженных, безвкусно одетых теток везде примерно одинаков. Да, в хиджабе нельзя выглядеть сексуально. Но можно выглядеть женственно, мило, достойно и даже роскошно. Выбор стиля, фасона и расцветки остается за женщиной.
• «Ношение платка – не кораническое»
Это уже не миф, а просто заблуждение. Последнее время даже среди мусульман развелись споры о наличии завета покрывать голову непосредственно в Священном писании. Иные новаторы утверждают, что требование это появилось позже, и что в Коране нет ничего подобного. На деле же они занимаются буквализмом, демонстрируя невежество в арабском языке и истории.
В Коране, помимо общих положений не демонстрировать привлекательных частей тела, есть следующий фраза: «И скажи верующим женщинам… прикрывать вырезы на груди головными покрывалами».(24:31) Фраза дана в моем переводе, ибо ни один из существующих в данном конкретном месте не кажется мне адекватным. В остальных переводах фигурирует просто какое-то абстрактное «покрывало», а ведь слово «хумар» означает именно головной убор.
Здесь нужно просто знать, как одевались женщины в доисламской Аравии. Покрывать голову было чем-то само собой разумеющимся, без этого не выходили из дома, не появлялись на людях. Но у некоторых женщин при этом вошло в привычку оставлять открытым вырез платья.
Ну, и кроме того, существуют достоверные хадисы на эту тему. Не буду их здесь приводить – они достаточно известны, и при желании их легко можно найти.
• «Это какое-то средневековье…»
Не раз встречала эту фразу в горячих обсуждениях «ношения паранджи» и тяжелой доли восточных женщин. Не знаю, стоит ли объяснять, что это просто стереотипное мышление – мне как-то кажется, что это и так понятно. Но хочу отметить такой забавный факт, что само понятие «средневековье» имеет негативную окраску именно в европейской культуре. В арабской же историографии средневековье – это Золотой век. И что именно мусульмане научили средневековых европейцев наукам, поэзии и прикладным искусствам, хорошим манерам и куртуазному отношению к женщине. Так что кабы не халифат, когда бы был Ренессанс вместе с Галантным веком, и был бы вообще – неизвестно.
P.S. материал взят с одного исламского форума.