Национальный фольклор и танец
Пондур - самый распространенный и любимый музыкальный инструмент чеченцев. Он своему устройству он прост: три струны, деревянный корпус, удлиненной формы, выдолбленный из куска дерева. Звук пондура мягкий, шелестящий.
Ровесники пондура - дудка, бубен, барабан, рожок, свисток, хлопушка-гема, которая применялась на свадьбах. Наиболее древний смычковый инструмент изготовлялся из лопатки крупного рогатого скота; 2-4 струны состояли из конского волоса или искусно высушенных жил. В старину скрипки делали и из декоративной тыквы. Гармоники первоначально были деревянные.
У каждого инструмента была своя роль. На свирели, например, играли в день летнего солнцестояния, в честь чеченского героя Пхъармата, который принес огонь людям. В легенде рассказывается, что Пхъармат нес в камышинке горящие угольки, которые выпадали и прожигали в стенках дырочки. Полая камышинка с восемью дырочками и стала первой свирелью.
На инструменте чиондарг играли на засеянном поле. Считали, что это повышает урожай.
С помощью музыки чеченцы объяснялись в любви, клялись, мирили людей и врачевали.
В 20-е годы XIX века в чеченские аулы выезжал с научными экспедициями композитор А.А. Давиденко. Он собрал большое количество обрядовых и любовных народных песен. На этом материале в 1926 году в Москве был издан сборник "30 обработок чеченских народных мелодий".
В чеченском музыкальном фольклоре несколько жанров: песня, танцевальная музыка, так называемая "музыка для слушания". Но разделить эти жанры трудно: чаще всего у чеченцев песня и танец нераздельны - мелодия песни, ускоряясь, переходит в искрометную пляску. Народные песни исполнялись нараспев или речитативом. Часто это были песни-диалоги. Такую песню начинал всегда мужчина. На празднике один из мужчин декламировал нараспев, остальные хором повторяли припев. Затем выходила женщина и соответствующей песней отвечала мужчине-певцу. Остальные женщины подпевали ей. Завязывалось как бы состязание кто кого перепоет.
Чеченский танец как правило, имеет драматургическую завязку и сюжет. Это может быть, и древняя легенда, и какой-нибудь народный обычай, например прекращение женщиной с помощью брошенного платка межтейповой розни.
Самый популярный танец у чеченцев - лезгинка. Каждый аул имеет свою версию лезгинки. Лезгинка - единственный чеченский танец без песенного начала.
Современные музыканты-профессионалы Чечни
Оглядываясь на ХХ век, можно составить длинный список народных музыкантов, создателей популярных произведений. Эти произведения носят имена тех, кто их сочинил и исполнял. В нотном же варианте они существуют, благодаря помощи музыкантов-профессионалов. Самые известные народные музыканты Чечни - это семья Бисирхоевых, Юсуп Гадаев, Сесикат Дудаева, Ибрагим Батаев, Баудин Сулейманов.
Гармонист Магомаев - автор известного произведения "Молитва Шамиля". Это музыка на сюжет предания об имаме Шамиле. Однажды войско имама оказалось в окружении, из которого не было надежды выйти. И тогда Шамиль придумал, как поднять дух своих воинов. Он сперва помолился, а затем по его приказу заиграла музыка, и сам имам Шамиль, жестоко преследовавший всякие развлечения, начал бурный танец. Его танец увлек всех, а в самый разгар пляски был дан приказ к атаке. Соратники Шамиля отчаянно сражались, - и вырвались из окружения. "Молитва Шамиля" состоит из двух частей: первая - грустная и торжественная, вторая - озорного танцевального характера.
Значительную роль в развитии музыкального искусства в Чечне сыграл композитор Г.Х. Мельпурнов (1900-1957 гг.). По его инициативе в 1936 году был создан оркестр народных инструментов. В оркестровой группе участвовали такие традиционные чеченские инструменты, как дечик-пондур, гармоника, зурна, ударные, а из современных - балалаечный контрабас и модернизированные адхоку-пондуры. Собирая и обрабатывая чеченские и ингушские народные мелодии, Г.Х. Мельпурнов создал ряд аранжировок и оригинальных произведений на народные темы.
Композитор и музыковед Саид Димаев является автором многих произведений в разных жанрах: от музыки к кинофильмам - до симфоний и сюит. Им написана оратория "Время действовать". Димаев десять лет был художественным руководителем Чечено-Ингушской филармонии; он также был главным дирижером и художественным руководителем оркестра народных инструментов Чечено-Ингушского Государственного телевидения и радио.
Композитор и певец Али Димаев работает в направлении синтеза современных жанров с народной музыкальной культурой. В 1982 году им был создан ансамбль эстрадной песни "Зама", который выступал в течение 17 лет.